Мертвые не мертвы

14 мая 2013 14:55 Комментарии выключены

Это, конечно, не просто гробницы, призывающие к самоуглублению и почтительному благоговению, а, скорее, завещания потомкам, дорожные указатели, обращенные в будущее. Например, братья Веснины создали некрополь с трибуной наверху — позже это повторил Щусев, проектируя Мавзолей Ленина. Мертвые не мертвы. Герои дня ставили первые памятники самим себе. Именно они делали историю, а не история приводила в движение что бы то ни было. Революционеры, загнанные до тех пор в подполье, воздвигали свои памятники на самых видных местах в городе — впрочем, как вскоре оказалось, не навсегда. Во время революционных праздников были открыты памятники Марксу и Энгельсу, все звезды рабочего движения и «прогрессивного человечества» торжественно вступили в город — Робеспьер и Гейне, Верхарн и Халтурин, Жорес и Либкнехт, Галилей и Кропоткин. В тот момент террористка Софья Перовская и германский социал-демократ Лассаль были великодушно представлены на равных. Позже, когда партийные разногласия были превращены в борьбу линий и спроецированы на историческую ретроспективу, пришлось перемещать и гранитные блоки. Но скульпторы не всегда сталкивались только с политическими несправедливостями. Кубофутуристический Бакунин на площади Лермонтова с надписью «Дух разрушения есть дух развития» задолго до опалы подобного стиля как «формалистского» нуждался в защитном ограждении, которое уберегло бы его от неразумной публики.

Comments are closed