Строительство вокзала

2 февраля 2013 13:29 Комментарии выключены

Строительство вокзала было начато под руководством Щусева в 1913 г. Фасад в новорусском стиле свидетельствует не только о новом самосознании, но и о бегстве от свирепого вторжения модерна, конструкционный принцип которого в неменьшей степени присутствует в этом строении.

Нигде цивилизационная миссия железнодорожного строительства не выявляется так отчетливо, как в России. Об этом говорят сами названия. Для внимательного слушателя русское слово «вокзал» раскроется как «vauxhall» (увеселительный парк), а в прямом смысле словосочетания «железная дорога» (по-немецки дословно «eiserner Weg») содержится нечто гораздо большее, чем простая транспортная связь, — решительное отрицание бездорожья местных болот и низин, вызов климатическим и географическим условиям этой страны, столь враждебным коммуникации. Крестьянам из Центральной России, уходившим на сезонную работу на юго-запад, нужно было не меньше времени, чем требовалось европейским эмигрантам, чтобы прочно обосноваться в Новом Свете. Именно кровеносная система в виде железных дорог помогла России встать на путь формирования общества.

При этом не обошлось без принуждения, без шока. Прокладка линии между Варшавой и Веной в 1839 г. была «обязательным упражнением» в передовой западной приграничной области. Открытие в 1851 г. линии Санкт- Петербург — Москва также представляется давно напрашивавшимся соединением двух столиц, которое осуществил режим, желавший казаться современным.

Comments are closed