Советизация консерватории

25 мая 2013 7:21 Комментарии выключены

«Советизация консерватории», как выразился советский музыковед Ю. Келдыш, говоря об эпохе после 1917 г., в действительности явление более противоречивое и интересное, чем позволяет предположить не слишком красивый термин. Здесь была своя пора свободного эксперимента, радикальных боевых вызовов с четко распределенными ролями. Консерватория открывает свои двери: в 1918 г. устраиваются бесплатные публичные образовательные концерты, преимущественно для детей рабочих, крестьян и солдат; в 1927 г. профессора и студенты организуют «Воскресную консерваторию для рабочих» или играют в рабочих клубах и на фабриках. «Буржуазных специалистов», например Мясковского, Глиэра и Гнесина, на время освобождают от должности. На виртуозов и руководимый ими учебный процесс нападают, олицетворение «буржуазного авторитаризма» — дирижера — ниспровергают. С 1922 г. в Консерватории экспериментирует Персимфанс (сокращение от «Первый симфонический ансамбль», оркестр без дирижера). Участие студентов Консерватории в международных конкурсах пианистов или скрипачей интерпретируется как форма борьбы против «старого мира». Теория «отмирания школы» переносится и на Консерваторию.

Легко сегодня взваливать вину за «разрушение» Консерватории на «ультралевых» и говорить о ее «подъеме» в начале 1930-х гг., если достижения авангарда того времени не исполняются и даже не упоминаются.

Comments are closed