Падение архитектора

25 декабря 2012 10:52 Комментарии выключены

Падение архитектора и тем самым отмена его проекта сигнализировали, между прочим, и о смене политического курса, произошедшей между периодами правления Александра I и Николая I, — внутри страны было подавлено восстание декабристов, на международной арене Россия, как часть системы Меттерниха, начала играть, по словам Маркса, роль «бастиона европейско-феодальной реакции». Когда в 1839 г. при Николае I началось строительство собора, на нем уже лежал отпечаток нового правления. Романтику сменил ампир, дух космополитизма уступил ветру национального своеобразия, место Витберга занял мастер навязчиво-помпезного ампира Константин Андреевич Тон. То, что в соответствии с его планами было осуществлено в течение ближайших пятидесяти лет, Герцен охарактеризовал следующим образом: «Без веры и без особых обстоятельств трудно было создать что-нибудь живое; все новые церкви дышали натяжкой, лицемерием, анахронизмом, как пятиглавые судки с луковками вместо пробок, на индо-византийский манер, которые строит Николай с Тоном». Вот как можно резюмировать историю храма Христа Спасителя, строительство которого было завершено в 1883 г.: переход от Витберга к Тону, смена романтики на ампир отражает переход от правления просвещенного царя Александра I к тому, что называют николаевской реакцией.  Как уже говорилось, в 1939 г. «штурмующие небо» взялись за работу.

Comments are closed