Картины будущего земного рая

21 июня 2013 14:49 Комментарии выключены

Картины будущего земного рая возникали тогда благодаря бессилию старого мира и чистоте горизонта. Почему эта Москва рубежа веков столь мало присутствует в нашем представлении о городе? Может быть, это еще один нюанс потери памяти, жертвой которой пал XIX век. Но, как известно, имеет место и ревизия. Приезжий часто не уверен в датировке некоторых зданий: что, этот дом  «предыстории» или уже из эры, наступившей после конструктивизма? Может ли модерн быть на одном уровне со сталинской помпезностью? Но ведь меж стилями 10-х и 30-х гг. двадцатого столетия связей больше, чем хотелось б признать поначалу, исходя из доктрины. Обоим, во всяком случае, присуще нечто общее — попытка эстетизации повседневной жизненной среды, конечно с различными предпосылками и результатами. Существует связь между Уильямом Моррисом и «искусствами и ремеслами» — и лозунгом 1930-х гг., гласившим, что жизнь должна стать прекрасней. Сталинская архитектура поживилась всем, включая и то, что она вытесняла или устраняла, — орнаментикой модерна, палладианцами Петербургской академии, смелостью конструктивистов и их большевизмом вкупе с американизмом. И конечно же, она извлекла выгоду из власти над страной, охватывавшей многочисленные нации и племена и нуждавшейся в новом стиле, из бесконтрольной власти над людьми, которые должны были превратиться в точки, из превосходства сталинизма как государственного предприятия и хозяина всей земли в стране, который мог обустроить город как целое, к тому же на десятилетия вперед, для будущих поколений.

Comments are closed