Дача Пастернака

14 января 2013 20:03 Комментарии выключены

Где бы он ни останавливался — у чайного домика, у колоннады, возведенной Клейном в неоклассическом стиле в начале Первой мирвоой войны, расположенной на некотором отдалении и задуманной в качестве семейного склепа, — везде игра парковой зелени, контраст вечно меняющейся природы с незыблемостью человеческого жилья оживляют белый камень и мягкую охру. В очаровательно непринужденных отношениях с природой незаметно, но в конечном счете неизбежно устанавливается различие между каменными львами, Геркулесом и Антеем на веранде и зеленеющим лесом, пылающей осенней листвой, заснеженным зимним пейзажем. И вот что интересно: после того как усадьбы из сельских имений нашли дорогу в город, они вместе с тонкостями и нюансами городской жизни возвращаются, можно сказать — бегут, в деревню. Бегство начинается в конце каждой рабочей недели, и лучше всего наблюдать его на больших вокзалах, на платформах пригородных поездов. Москва отправляется на дачи, которым тоже свойствен собственный стиль. Прежде всего, их уподобляет друг другу современный метод строительства (возможно, дело в импортных финских сооружениях). Но дача, осмелюсь утверждать, — не просто летний домик, это образ жизни. Здесь можно не только найти убежище дня на два, но и пожить в свободных и «естественных» условиях, перекопать и выполоть сад, надеясь на возможный урожай. Есть дачи, вошедшие в историю литературы, например дача Пастернака в Переделкино. Солженицын в пору величайших гонений на него тоже уединился на даче — у Ростроповича в Жуковке.

Comments are closed