Надгробье Хрущева

26 февраля 2013 8:18 Комментарии выключены

Можно пройтись по кладбищу знатоком, от одной могилы к другой, руководствуясь определенной логикой. Скажем, от надгробья Хрущева (Э. И. Неизвестный придал мягкому крестьянскому лицу черты какого-то кондотьера) — к могиле Твардовского, над которой стоит только большая скала, вероятно отполированная ледниками, а оттуда к расположенной чуть дальше могиле Шукшина, на вид еще совсем свежей. Можно изучать некрополь по поколениям или в соответствии с профессиями покойных — видно, где сосредоточены в основном захоронения академиков, известных ученых, деятелей искусств или героев войны. Но такую целенаправленность трудно выдержать до конца, ибо каждая могила, мимо которой проходит посетитель, требует внимания уже потому, что это — могила. Сбивают с курса не только заметные памятники, например архитекторам Фомину, Гельфрейху и Иофану, которые и после смерти сохранили приверженность своей профессии, не только примеры символического увековечения дела всей жизни усопшего: модель танка, гранитная ракета, лебедь с поникшими крыльями, изваянный Верой Мухиной для могилы великого певца Собинова, огромный мраморный дирижабль, напоминающий о катастрофе, или многочисленные небольшие ниши с урнами в стене кладбища. И дело не только в том, что, при всей планомерности организации кладбищенского пространства, его переполненность могилами, часто со скамеечками перед ними, обескураживает.

Comments are closed