Места магии и культа

19 февраля 2013 9:52 Комментарии выключены

 О подлинной смерти церквей и монастырей говорит не столько внешнее разрушение, сколько обозначение, которое советские путеводители дали этим объектам, назвав их «памятниками архитектуры». Места магии и культа, истины, приходящей не от мира сего, нельзя так запросто взять и «перепрофилировать», они противятся навязанному им назначению. Купольный свод, на котором еще видны следы надписи краской «Господи, помилуй», возводили не для того, чтобы он накрывал склад запчастей. Апсида, когда-то скрывавшая помещение за иконостасом, устроена не для полок, а для чего-то другого и, на мой взгляд, более высокого. Не везде осквернение священных для противника мест форсировалось так, как в церковной сфере. Особняки прежнего господствующего класса новой власти, по-видимому, легче было предоставить в распоряжение находящихся в Москве представителей иностранных государств, соблюдая тем самым приличия. Французский посол поселился в новорусском дворце купца Игумнова, западногерманский — в особняке на улице Воровского, американский в резиденции на Арбате. Во всем этом сохраняется такт и стиль. Причины, по которым именно монастыри и церкви стали мишенью иконоборческого осквернения, известны: эти сооружения рассматривались как многовековая опора ненавистного режима, который ничем из своего богатства, своих знаний и привилегий не желал делиться с теми, кто поначалу, наверное, готов был удовольствоваться и частью, а в конечном итоге решил «стать всем».

Comments are closed