Железный  век

5 февраля 2013 21:59 Комментарии выключены

Я вспоминаю, к примеру, что 19 января 1928 г. Троцкий начал отсюда свой путь в ссылку в Алма-Ату. Вспоминаю и дату 11 мая 1970 г., когда генерал Григоренко, знаменитый диссидент, был с этого вокзала вывезен из Москвы в зарешеченном арестантском вагоне. На Ярославском вокзале, расположенном у восточного выхода с площади, можно заметить попытку смягчить столкновение «железного века» с русской традицией. Савва Мамонтов, которому принадлежала Северорусская железнодорожная компания, никем ниже Шехтеля не удовольствовался бы. В здании, построенном Шехтелем в начале этого столетия, архитектура Северной России, как цитата, включена в формы модерна. Преобладает окружность, сооружение асимметрично. Полуциркульные арки входов контрастируют с прямой линией окон, шиферно-серый цвет крыши — с белой краской на стенах. Вокруг здания — фриз из зеленого кафеля с пестрыми майоликовыми вставками. Есть и элементы, подобающие крепости либо монастырю. Мамонтов не просто построил железнодорожную линию — он проложил дорогу на русский Север, так поздно открытый заново и уже тогда ставший легендарным центр ощущения русской силы; заказчик, не лишенный вкуса, поначалу послал художников, которым доверил внутреннее оформление вокзала, в поездки по этому краю. Но картины Коровина с пейзажами местности, куда ведет дорога, исчезли — в зале было установлено междуэтажное перекрытие с чудовищно уродливым эскалатором.

Comments are closed