Политическая концепция

27 мая 2013 8:46 Комментарии выключены

Симфония впервые была исполнена в Консерватории только четверть века спустя, 30 декабря 1961 г., оркестром под управлением Кирилла Кондрашина. Правда, связь политики и музыки, о разрушительном характере которой говорил еще Платон, имеет временами и отрадный аспект. Как не вспомнить мгновение, когда американец Ван Клиберн, лауреат Первого конкурса пианистов им. Чайковского в 1958 г., и Хрущев, глашатай политики «мирного сосуществования», обнялись на сцене Большого зала! Никогда политическая концепция не могла бы вызвать у людей такую эйфорию, не будь надежды и воодушевления, которые обычно пробуждает музыка. Может быть, сыграло свою роль и предвкушение новой возможности приобщиться к миру музыки, которая тридцать лет назад была ошельмована как «космополитическая» и заглушена. Консерватория, тем не менее, до начала 1930-х гг. была мастерской европейского музыкального авангарда, и имена тех, кто тогда выступал или чьи произведения исполняли в России, надолго пережили имя американского пианиста из Техаса. Назовем только наиболее выдающихся: Пьер Монто, Фриц Штидри, Артюр Онеггер, Отто Клемперер, Фридрих Вюрер, Эрнест Ансерме, Ганс Абендрот, Герман Шерхен, Бруно Вальтер, Артур Шнабель, Эдвин Фишер, Вильгельм Бакхаус, Йожеф Сигети, Ганс Кнапперцбуш, Пауль Хиндемит, Бела Барток. Исполнялись произведения не только советского авангарда, но и Шреккера, Штрауса, Кшенека, Габы, Пуленка и Шёнберга.

Comments are closed