Оригинальные ценности

12 июня 2013 10:51 Комментарии выключены

Экспонаты являли собой не выставку оригинальных ценностей, а предложение и возможность усвоить художественный вкус, это место в равной мере предназначалось как для учащихся академий, так и для публики — и образованной, и еще не обремененной знаниями. Подобные намерения отрадны, ибо освобождают тебя от обязанности беспрерывно оценивать тот или иной предмет и обычно требуемого почтения к «уникальному», позволяют достаточно расслабиться для восприятия подлинно существенного. Да и кто сегодня может отличить оригиналы от хороших копий? Восприятие же ауры произведения искусства не зависит от знания о его возрасте (или все-таки зависит?). Музеи здесь — педагогические учреждения, возникшие с образовательными и воспитательными целями. Эту функцию подчеркивают два момента. Во-первых, хронический недостаток соответствующего материала в форме книг, которые частное лицо могло бы приобрести и принести домой для более интенсивных занятий. Во-вторых, возведенное в ранг канона представление о неуклонном прогрессе истории, вообще четко проводимые линии мировой истории, однозначность в оценках регрессивности и прогрессивности — короче, упрощение (иногда даже полезное) замысловатых путей истории в целом и истории искусства в частности, позволяющее жаждущему знаний наблюдателю получить о ней общее представление. Классический пример этой старой русской традиции и ее усвоения диктаторами от образования — Музей им. Пушкина, как, впрочем, и Музей архитектуры им. Щусева на проспекте Калинина.

Comments are closed