Московская весна

29 мая 2013 5:47 Комментарии выключены

Трехгорка, как называли мануфактуру на рабочем жаргоне, противостоит всем трем домам. Ее комплекс напоминает старый пароход, постоянно заново отлаживаемый, оснащенный пристройками и надстройками, мощный и остающийся на плаву по сей день. Другие кварталы, например все Замоскворечье, похоже, лучше сохранили свой первоначальный характер. На Красной Пресне есть музей, который, естественно, представляет собой не просто музей района. Это дверь в историю московских рабочих, точнее в историю рабочих Красной Пресни, выходящую за московские границы. Он находится недалеко от старой Прохоровской мануфактуры — ив этом преимущество маленьких музеев: они часто стоят в тени «большой» истории, но здесь больше света падает на боковые сцены; здесь не боятся правды с задних дворов былого. Имеет место и некоторая гордость историей своего квартала — и по праву. Почему же Красная Пресня играла столь выдающуюся роль среди рабочих кварталов Москвы? Поначалу из-за концентрации капитала. Здесь на самом тесном пространстве в XIX в. вырастали большие фабрики: Прохоровская мануфактура, красочная фабрика Мамонтова, сахарорафинадный завод Данилова, мебельная фабрика Шмидта, металлический завод Грачева и К0, фабрики Мартина Фена, Смита и компании, а на севере располагались мастерские Брестского, ныне Белорусского, вокзала. Места концентрации капитала вскоре стали точками концентрации рабочей силы.

Comments are closed