Гранитная глыба

26 января 2013 23:51 Комментарии выключены

 Он сидит на гранитной глыбе, наклонившись вперед, так что его нос кажется еще длиннее и придает лицу выражение полной подавленности и отчаяния. Этот Гоголь клонится отнюдь не от сознания своей силы. Памятник заслуживает внимания, ибо он и был «настоящим» памятником Гоголю до сотой годовщины смерти писателя в 1952 г.1 Нового Гоголя советского периода можно теперь увидеть у входа на Гоголевский бульвар, он-то стоит прямо — скорее напоминая статую политического лидера и указывая в будущее, которого писатель не знал, а может быть, и не захотел бы знать. Пожалуй, сравнение двух скульптур позволило бы создать небольшой этюд о переосмыслении и переоценке литературы в свете мудрости последующих поколений. Мы пересекаем устрашающий проспект Калинина, такой широченный и ровный, что и не поймешь, проспект это или площадь. По бокам располагаются свидетельства второго архитектурного преступления 1960-х гг. — высотные здания, заставившие старый Арбат убраться на задворки. С помощью многоэтажек, напоминающих раскрытые книги, бюрократия завладела Арбатом со всеми его уголками, ветер свистит там на просторе, позволяя в полной мере ощутить «неприветливость города». Ничто не утешает, даже вид на далекие «высотки» — здание на Смоленской площади и гостиницу «Украина». Одиноко стоит ресторан «Прага», голый, как скелет, с которого снято мясо. Надо посмотреть на старый Арбат — квартал, воспетый в песнях, внушающий чувство защищенности в большом городе: он еще виден вдоль парусов, растянутых над проспектом на тридцать этажей.

Comments are closed