Фиксация точек

30 декабря 2012 12:09 Комментарии выключены

Их должно связывать что-то более сильное, нежели просто стилистическое родство. Так оно и есть: семь высотных зданий, по сей день определяющих силуэт Москвы, построены на самых важных, самых заметных местах города. Все они обращены к одной точке пересечения. Но точка эта — не Кремль, а «Дворец Советов», несуществующий и все же существующий. Как охарактеризовать это в двух словах, какая напрашивается метафора? Периферия без центра? Аккорд без доминанты? Фиксация точек схода без исходной точки? Чисто эмпирически воображаемые оси между высотными зданиями пересекаются на месте бассейна «Москва»; воображение наблюдателя, конечно имеющего за плечами некоторые исторические изыскания, подсказывает ему: семь высотных зданий, формирующих профиль города, только тогда образуют целостный ансамбль, когда обостренный историей взгляд добавляет к ним центральную деталь — то «главное здание», которое должно было стать одновременно высшим и величайшим. Розыски в материалах 1930— 1940-х гг. однозначно показывают, что Дворец Советов задумывался как центр новой, реконструированной Москвы. Но и здесь ситуация изменилась в процессе планирования: если поначалу речь шла о том, что дворец должен вписываться в картину города, то принятие чудовищного проекта означало практически обратное, а именно подчинение города размерам и облику дворца. Так что же в действительности осталось для будущего от этого монумента?

Comments are closed