Дом Союзов

16 июля 2013 20:59 Комментарии выключены

На сцене театра разыгрывались и трагические коллизии. Слушая в Большом «Золото Рейна» в постановке, полностью следующей мифу — программка четко отмежевывалась от «вульгарно-социологической интерпретации, ставшей обычной на Западе», — я понял, что у Сергея Эйзенштейна, революционного режиссера par exellence1, есть свои заслуги перед Вагнером. После заключения советско-германского договора Вагнер, как воплощение немецкого гения, оказался особенно востребованным. С помощью Эйзенштейна он получил интерпретацию, которая благодаря открытию Шеро уже не представляется такой новой, как изображается в речи о «Кольце веков». Похоже, режиссер «Броненосца Потемкина» лучше всех понял Вагнера. Ужасно только, что и его, и вагнеровский гений в 1939 г. освятил постановкой «Валькирии» беспримерный пакт. Возьмем другое «общественное место» — Дом Союзов, бывшее Благородное собрание, декорацию для «Войны и мира» Толстого и для невинных выпускных балов гимназисток, о которых рассказывает Цветаева. Благородное собрание, после революции переданное профсоюзам и ставшее, таким образом, центром новой «пролетарской общественности», стало тем местом, где в 1924 г. миллионы рабочих и крестьян прощались с Лениным. Колонный зал Дома Союзов еще не раз видел наследников Ленина, собравшихся у гроба. В 1953 г., когда там был установлен для торжественного прощания гроб с телом победителя в борьбе за ленинское наследство, вряд ли еще оставался в живых кто-то из приходивших туда в 1924 г.

Comments are closed