Буржуазная атмосфера

18 июня 2013 6:18 Комментарии выключены

Было бы ошибкой утверждать, что в уцелевших переулках еще слышны стихи Белого или фортепианные пьесы Скрябина, и все-таки они звучали именно здесь. Прямые следы обнаруживаются в букинистических магазинах, по обеим сторонам Арбата и — сильно «остывшие» из-за бестолкового увлечения шикарной сервировкой — в ресторане «Прага», чью основу, многократно перестраивавшуюся, как-никак возвел в 1902 г. в роскошном стиле модерн Кекушев. Но здесь все-таки хотя бы на краткие мгновения чувствуются остатки буржуазной атмосферы. Итак, вот долгой речи краткий смысл: соединение подобных имен — Скрябина, Вахтангова, Мейерхольда, Весниных, Кекушева, Нестерова, Луначарского, «аргонавтов» — на теснейшем пространстве дает представление, каков был луч, сфокусировавшийся на Арбате, прежде чем он угас. Чтобы отыскать следы мифов, стоит посетить театры, не те, которые особенно высоко ценятся сегодня, а средние, например театр им. Вахтангова на Арбате, ибо они живут консервированием мифа. Но и здесь он не остался совершенно невредимым со времен великой постановки «Турандот» в Мансуровском переулке и в студии МХАТ. В программке написано «постановка Евгения Вахтангова (1922)» и в то же время отмечено «в новой редакции 20 апреля 1963 г.». Если сравнивать только сценические фотографии 1922 г. и наших дней, разница вроде бы не слишком велика. Маски Турандот, Адельмы, Зелимы, Тимура, Калафа, Панталоне, Труффальдино и Бригеллы.

Comments are closed