Букинистические лавки Москвы

12 февраля 2013 16:01 Комментарии выключены

Букинистические лавки Москвы другие, так же как книжные магазины вообще и отношение к книге. В них отсутствует дух супермаркета, отражающий беспомощность покупателя перед лицом чрезмерного изобилия. Здесь есть книги, распроданные еще до своего появления: слишком малы тиражи классиков для ненасытной публики, которая чуть ли не неделями толпится в очередях перед книжными магазинами на Кузнецком мосту или на Пушечной. Так что, если не говорить о массе идеологической литературы, особенно о речах и заявлениях действующих лидеров, книги часто становятся раритетами уже со дня выхода в свет. Здесь всегда нужна активность. Покупатель проталкивается к книге, а не книга к покупателю. Он отделен от книг, объектов своего вожделения, барьером, он вытягивает шею, крутит головой, чтобы прочитать, что написано на корешках; он поднимает очки, чтобы лучше видеть через края стекол. Продавщица весьма неохотно отрывается от своего чтения и протягивает покупателю через прилавок то, что он хотел бы посмотреть. Покупательский спрос, который обычно пробуждается в странствованиях перед полками, пока перелистываешь одну книгу или ненадолго погружаешься в другую, здесь возникает не так легко. Покупателю дают конкретно то, что он спросит. Для этого на столах стоят отличные, четко подразделенные картотеки. Ассортимент, как и следовало ожидать, соотнесен с марксистско-ленинской периодизацией; такая дисциплина помогает ищущему.

Comments are closed