Русская литература Средних веков

17 июня 2013 12:07 Комментарии выключены

Самое удивительное, что в тексте речь идет именно о жене, а не о женщине вообще. Таким образом, автор «Беседы» вообще отказывал женщине в праве на проявление страсти из соображений «как бы чего плохого не вышло». Жуткие последствия увлечения женской красотой описал, в свою очередь, митрополит Даниил: «Жены красны блудница. и светло и мягко тело обьюхав, и притек, объем, целуеши, мыззжеши и рукама осязае- ши, и толико безстуден и безумен быв бесовьскою лю- бовию восхотився к ней, аки бы внутрь себе вместити, сице помрачен сый, якоже от безсловестных бываа аки жеребец некий слатнояростнивый, рзая и сластию рас- палаася, аки огнем горя, яко вепрь к свинии своей по- хотствуя, и употевая и пены испущаа. Послушав этих старцев, можно было сделать только один вывод: женская красота — это страшная сила, которая вовсе не спасет, а, напротив, погубит мир. Мужчины эпохи Средневековья, несомненно, слушали такие поучения с вниманием, а может быть и со страхом, однако, когда возникал вопрос выбора, часто поступали по-своему. Антропологические реконструкции внешнего облика великих княгинь Евдокии Дмитриевны и Елены Глинской, цариц Марфы Собакиной и Ирины Годуновой свидетельствуют, что русские государи выбирали в жены красавиц.

Для полноты картины следует привести описания внешности русских женщин, оставленные иностранцами, гораздо более содержательные, чем свидетельства зажатых женофобией русских авторов.

Comments are closed