Донской монастырь

7 мая 2013 3:51 Комментарии выключены

Порядок встречи и проводов образа приведен в описании литии, совершенной с участием царя Алексея Михайловича 19 августа 1666 года из Успенского собора в Донской монастырь: «А от которых церквей в ходу образы бывают и те образы. встречали и провожали бояре, и околничие и думные и ближние люди, а с ними головы и по- луголовы разных приказов: в Ивановской девич монастырь околничей князь Иван Дмитриевич Пожарской да голова Тимофей Полтев.»80 Традиция ношения образа Иоанна Предтечи в крестных ходах, совершаемых из Успенского собора, сохранялась и в Синодальный период. Поскольку структура литийных богослужений была окончательно определена постановлением Стоглавого собора еще в 1551 году, то нельзя исключать, что зафиксированная в XVII веке традиция существовала уже в XVI столетии.

Неизвестно, как долго после указа 1604 года храм Ивановского монастыря продолжал оставаться одним из восьми московских соборов. При изменившейся уже в XVIII веке системе городских литийных богослужений он был «десятским» в своем сороке, который, кстати, и назывался по нему – «Ивановским». Так, по справке о крестных ходах, составленной в 1767 году, известно, что в 1740-е годы сюда в Неделю Всех Святых собиралось духовенство первого десятка Ивановского сорока. Начав молебен, священнослужители «ходили вокруг всех приходских церквей этого десятка подле Белого города и по приличествующим местам, как то: пред воротами Белаго города, на которых имелись святые образа, исправляли литии, а потом возвратившись в Ивановский монастырь, оканчивали молебен.

Comments are closed