Дети отца Серафима

27 июня 2013 18:54 Комментарии выключены

Это соответствовало общей строгости богослужения, более монастырского по духу, чем приходского. «Во-первых, служба была, как в монастырях, без всяких сокращений, много времени уходило на исповедь. Батюшка относился к храму и богослужению с великим благоговением, для него это был Дом Божий не на словах, а на деле. Такого же отношения требовал от всех, начиная с алтаря и певчих. Не допускал никакого шума, никаких разговоров и толкучки»117. Об атмосфере духовной сосредоточенности, которую создал отец Серафим в своем храме и общине, свидетельствуют и воспоминания другой его духовной дочери, М. В. Тепниной: «Церковь на Солянке была очень маленькая, туда ходили люди одни и те же, духовные дети отца Серафима. К нему относились уже как к старцу, службы были такие, что, действительно, стоишь и не знаешь где ты, на земле или на небе. И люди жили этими богослужениями. Все праздники, все субботы, все воскресенья . Постом, можно сказать, не выходили оттуда» “8. Разумеется, этому способствовал и порядок самого богослужения.

В то время как сторонники обновленческой ереси оправдывали свои действия спекулятивными измышлениями о «понятности» богослужения народу, об его упрощении и «наглядности», путь истинного церковного обновления осуществлялся в строго канонических формах. Многие выдающиеся пастыри вносили в приходское богослужение новые особенности, которые придавали ему особую чинность и молитвенную насыщенность, способствовали преодолению у народа «окамененного нечувствия».

Comments are closed