Церковь Кира и Иоанна была характерным образцом архитектуры Фасадное убранство

1 июня 2013 1:22 Комментарии выключены

зрелого московского барокко. Общая композиция здания, выбранная Бланком, была унаследована от русских посадских храмов XVII века – трехъярусная колокольня, почти квадратная в плане трапезная и сама церковь располагались по одной оси.

В то же время большой приземистый восьмерик центрального объема, увенчанный высоким куполом, был отчетливо связан с церковной архитектурой петровского времени. Подобный тип храма, соединявший две различные традиции, получил распространение в Москве и ее окрестностях в 1730-1760-е годы – к нему относятся, например, Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве, церковь Живоносного источника в Царицыне и церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Последняя, предположительно построенная архитектором Д. Ухтомским, особенно близка по своему архитектурному решению храмам Кира и Иоанна и Екатерины Великомученицы и, возможно, послужила образцом для проектов К. Бланка.

Фасадное убранство церкви Кира и Иоанна отличается сдержанностью, свойственной московской барочной архитектуре. Круглые колонны в нем отсутствуют, ордер составляют композитные и ионические пилястры на пьедесталах. Центральные оси северного и южного фасадов акцентированы двумя волютообразными «гребешками» над карнизом.

Comments are closed